Ремонт турбокомпрессоров

Ремонт турбокомпрессоров

Турбокомпрессор приводится от давления выхлопных газов ДВС, которые имеют очень высокую температуру, чем обусловлено использование термостойкого чугуна для изготовления корпуса турбины.

Вопреки широко распространённому мнению, турбокомпрессор начинает создавать давление с момента пуска ДВС, а вовсе не при 1500-2000 об/мин. На холостых оборотах вал турбины имеет скорость около 20000-25000 об/мин.

Именно поэтому запуск турбины и прокачка масла являются гарантом нормального пуска турбокомпрессора. Колесо турбины валом соединено с колесом компрессора, передавая на него крутящий момент и приводя в движение.

Колесо компрессора, в свою очередь, засасывает воздух из подкапотного пространства автомобиля и нагнетает его через интеркуллер (служит для охлаждения нагнетаемого воздуха) к приемному коллектору ДВС. Вал колеса турбины производит вращение во втулках (подшипники скольжения), которые через масляный канал получают смазку под давлением. Так же масло, подающееся под давлением в средний корпус турбокомпрессора, охлаждает его. Существуют, и широко применяются, турбокомпрессоры с охлаждением от охлаждающей системы ДВС. В этом случае средний корпус имеет водяную рубашку, через которую проходит охлаждающая жидкость.

Из всего вышесказанного можно понять, что правильная и исправная работа турбокомпрессора напрямую связана с исправной работой ДВС автомобиля.

В первую очередь определяется причина выхода из строя предыдущего турбокомпрессора!

Турбокомпрессор представляет собой высокооборотистый узел, изготовленный с минимальными зазорами. Для обеспечения работоспособности турбокомпрессора необходимо своевременно проводить ТО транспортного средства. В том числе обслуживание топливной аппаратуры. Но следует понимать, что ресурс турбокомпрессора не превышает 120-130 тыс. км.

Ремонт турбокомпрессоров

Перед установкой турбокомпрессора на ДВС в обязательном порядке производится замена: 

  • масла;
  • масляного фильтра;
  • воздушного фильтра;
  • установочного комплекта прокладок.

Пробег после последней замены масла в этом случае значения не имеет!

Перед монтажом турбокомпрессора на ДВС промывке или замене (при механических повреждениях) подлежат:

  • воздушный патрубок (от воздушного фильтра к турбине);
  • воздушный патрубок (от турбины к интеркуллеру);
  • воздушный патрубок (от интеркуллера ко всасывающему коллектору);
  • коллектор двигателя;
  • патрубок маслоподачи в турбокомпрессор (при отсутствии ультразвуковой ванны для промывки рекомендуется замена);
  • патрубок маслослива из турбокомпрессора (при отсутствии ультразвуковой ванны для промывки рекомендуется замена);
  • интеркуллер.

После выполнения ВСЕХ вышеперечисленных мероприятий переходим непосредственно к монтажу турбокомпрессора. Алгоритм монтажа турбокомпрессора: ПРИ МОНТАЖЕ ТУРБОКОМПРЕССОРА НИ НА ОДНОЙ ИЗ ПЛОСКОСТЕЙ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ГЕРМЕТИК!!!

  • Начинаем монтаж турбокомпрессора на ДВС закручивая все коллекторные крепления (с применением новых прокладок, старые прокладки выбрасываются);
  • Производим монтаж патрубка маслослива из турбокомпрессора (с применением новых прокладок, старые прокладки выбрасываются);
  • Подсоединяем нагнетающий патрубок (от турбины к интеркуллеру);
  • Наливаем в средний корпус турбины масло, при этом прокручивая ротор рукой;
  • Подсоединяем воздухозаборный патрубок;
  • Производим монтаж патрубка маслоподачи (при этом не затягивая его основательно с применением нового медного кольца, старые кольца выбрасываются);
  • Отключаем подачу топлива в ДВС (любым доступным способом – электрическим или механическим);
  • В течении двух/трех минут пытаемся завести ДВС подходами по 8-10 секунд (как только масло появится в патрубке маслоподачи затягиваем его). При отключенной подаче топлива ДВС не заведется, а масло начнет поступать в турбокомпрессор в достаточном количестве, продавит воздушную пробку;
  • Включаем подачу топлива в ДВС и заводим его;
  • Прогреваем ДВС в течении двух/трех минут и проверяем работу турбокомпрессора на различных оборотах.


При этом от турбины не должны исходить посторонние звуки, такие как свист, вой, металлические звуки. Так же необходимо проследить за появлением масла в воздушном патрубке (от турбины к интеркуллеру). При появлении вышеперечисленных признаков выхода из строя немедленно заглушите ДВС!